Типовые рекомендации родителям несовершеннолетних употребляющих психо-активные вещества (ПАВ)

Профилактика зависимости у детей.

 

1. Общие положения

В настоящее время на территории Республики Беларусь сохраняется неблагополучная ситуация, связанная с распространением курительных смесей, содержащих в своем составе ряд опасных для здоровья человека веществ.

Начало их массового употребления относят к концу 2008 года. Мода на курительные смеси (арома-миксы, спайсы) распространилась среди подростков и молодёжи не только в России, но и за рубежом. В большинстве европейских стран, таких как Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Польша, Швейцария, быстро разглядели скрытую угрозу и незамедлительно отреагировали запретом на распространение и использование курительных смесей. В перечень веществ, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека, при использовании их для изготовления биологически активных добавок к пище внесены 298 растений, содержащих сильнодействующие, наркотические или ядовитые вещества. Среди популярных растений, использующихся для производства ароматических миксов, можно назвать шалфей предсказателей, голубой лотос, дурман, красный мухомор, малую гавайскую древовидную розу, мимозу, гуарану. Кроме того, в новый перечень наркотических и психотропных веществ вошли 23 синтетических каннабиноида, которые применяются в процессе изготовления дурманящих миксов..

Травяные курительные смеси – это смеси, обладающие психоактивным действием, аналогичным действию марихуаны. Курительные смеси делятся на две группы.

К первой группе относятся смеси, состоящие из натуральных растений. Травы перемешиваются между собой в определенных пропорциях и дают так называемый «эффект употребления». (Шалфей предсказателей, голубой лотос, малая гавайская древовидная роза).

Вторая группа курительных миксов – это смеси трав, обработанных лабораторно изготовленными химическими веществами (синтетическими каннабиноидами).

Обнаруженный в составе курительных смесей синтетический каннабиноид JWH 018 в пять раз сильнее марихуаны.

Смеси обычно расфасованы в пакеты, содержащие по 1 грамму смеси. Считается, что доступными для большинства молодых людей курительные смеси делает их низкая цена.

 

2. Симптомы употребления курительных смесей

В зависимости от дозы, стадии опьянения, стажа употребления выделяются следующие симптомы употребления курительных смесей:

  • расширенный или (реже) суженный зрачок;
  • мутный либо покрасневший белок глаз (поэтому носят с собой «Визин» и другие глазные капли);
  • повышенная двигательно-эмоциональная активность;
  • повышенный аппетит;
  • сухость во рту;
  • бледность;
  • галлюцинации, кошмарные видения;
  • агрессия;
  • учащенное сердцебиение;
  • неспособность сосредоточиться;
  • нарушение восприятия;
  • бесконтрольный смех;
  • полная потеря контакта с окружающим миром;
  • отсутствие способности ориентироваться в пространстве;
  • потеря самоконтроля;
  • нарушение координации;
  • дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);
  • заторможенность мышления (тупит);
  • неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30).

 

3. Последствия употребления курительных смесей

Вещества, входящие в состав курительных смесей, оказывают галлюциногенное и психотропное действие, содержат ядовитые компоненты и представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья человека. Продолжительное употребление курительных смесей по своей опасности превосходит даже тяжелые виды наркотиков, даже разовое применение этих смесей может привести к летальному исходу или тяжелой инвалидности.

Медицинские последствия:

  • поражение центральной нервной системы: снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей; нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания); координации движений, режима сна, резкие перепады настроения;
  • депрессии, суициды, психозы;
  • развитие психической и физической зависимостей;
  • снижение иммунитета, импотенция (для мальчиков), нарушение гормонального фона (для девочек);
  • риск развития сахарного диабета, рака легких;
  • поражение сердечно-сосудистой системы;
  • отравление от передозировки, смерть.
  • Социально-психологические последствия:
  • разрушение социальных связей: потеря семьи, друзей;
  • потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, ограничения в получении специальности, невозможность вождения транспорта, получения разрешения на приобретение оружия;
  • связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления;
  • разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям, потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество.

 

4. Работа родителей по вопросам профилактики употребления ПАВ детьми и подростками

Рекомендации родителям:

1. Про ПАВ надо говорить с раннего детства. Для этого нет ограничения в возрастной норме. Поэтому сами старайтесь, как можно больше узнать о ПАВ.

Ведь нет ничего хуже для подростка, чем родитель,  который приходит в раздражение, не знающий о каких веществах говорит ребенок.

2. Не надо думать, что родители должны читать лекции своим детям о вреде ПАВ, в большинстве случаев оказывается, что они знают об этом больше вас.

Поэтому лучше спросить ребенка об этом и выслушать до конца ответы. Когда нет понимания в семье, ваш ребенок может найти отклик у другого, кто способен негативно повлиять на него.

3. Постарайтесь разобраться в трудной для подростка ситуации, умейте поставить себя на место детей. Часто детям кажется, что с этими проблемами раньше никто не сталкивался.

Поэтому хорошо,  когда ребенок понимает, что вы правильно разбираетесь в этой ситуации, в которой он оказался.

4. Не лишайте ребенка собственного мнения, т.к. часто излишняя жестокость со стороны родителей может вызвать «бойкот», непонимание со стороны детей.

5. Проявляйте здоровый интерес к тому,  в каких компаниях ваши дети проводят время, кто их друзья, чем занимаются, как проводят и где свободное время. Активно участвуйте в организации досуга своих детей, старайтесь привить им альтернативный вариант, когда одним из вариантов станет ПАВ.

6. Постарайтесь выработать четкую установку у вашего ребенка,  когда ему предлагают попробовать ПАВ:

  • Я знаю, что это опасно для меня.
  • Я пробовал ПАВ, мне это не понравилось.
  • Я пробовал,  это мне было плохо и т.д.

7. Если у вас возникли подозрения на то, что ребенок употребляет ПАВ вы должны обратить внимание на:

  • резкие изменения поведения ребенка (уклончивые ответы по телефону, потеря интереса к старым друзьям, ? появление в речи новых терминов типа «джеф», «ширнуться», «косяк» и т.д., появление татуировок на теле в виде паутины, неопрятный внешний вид одежды,
  • снижение памяти, внимания и успеваемости в школе,
  • пропажа из дома ценностей, денег,
  • лживость, изворотливость, уход от поставленных вопросов,
  • частая смена настроения: раздражительность, сонливость, приподнятость настроения, подавленность,
  • неожиданные находки: порошки, таблетки, капсулы, пустые упаковки, шприцы и т.д.
  • бледность или покраснение кожных покровов,
  • расширенные или суженные зрачки,
  • покрасневшие или мутные глаза,
  • несвязанная или замедленная речь,
  • отсутствие аппетита, а иногда и чрезмерное употребление пищи,
  • нарушение координации движений (пошатывание или спотыкание),
  • состояние опьянения без запаха алкоголя, или слабый запах летучих растворителей (клей, бензин, ацетон) исходящий изо рта и носа.

Подумайте,  как провести с ребенком серьезный разговор: аргументируйте доводы,  почему возникла необходимость в этом разговоре. Разговор следует проводить на трезвую голову, а себя постарайтесь держать в руках.

Не откладывайте проблемы, не тяните время.  Только обращение к специалистам поможет Вам сделать правильный выбор в сложившейся ситуации.

 

 

Врач-психиатр-нарколог                                                    К.В.Галай